В 20 веке Соединенные Штаты соперничали с Советским Союзом за господство в космосе. Теперь, в новом столетии, у Америки появился другой соперник — Китай — и ключевая битва уже назревает в области спутниковой навигации. И сейчас США идут позади.
Хотя когда-то GPS была бесспорным королем спутниковой навигации (и ключевым инструментом американской «мягкой силы»), теперь у нее есть растущий список конкурентов Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС): от китайской BeiDou до Galileo Европейского Союза, российской ГЛОНАСС и даже индийской региональной системы, NavIC.
Без сомнения, самым серьезным конкурентом является Китай, поскольку эта страна активно стремится вытеснить GPS в качестве доминирующей в мире системы спутниковой навигации и, тем самым, увеличить свое собственное влияние «мягкой силы» на страны, которые ее используют. Национальный консультативный совет по космическому позиционированию, навигации и синхронизации (PNTAB) предупредил, что «возможности GPS сейчас существенно уступают возможностям китайского BeiDou», и призвал США вернуть себе лидерство в позиционировании, навигации и синхронизации (ПНС) в течение следующего десятилетия.
Почему США позади
В то время как Китай и ЕС вкладывают значительные средства в свои системы GNSS, военные США вносят лишь скромные улучшения в GPS.
В настоящее время США заменяют спутники GPS эпохи 1990-х годов на более новые спутники GPS 3. Однако GPS 3 не является новаторской технологией. Первоначально запланированные к запуску в 2014 году, эти спутники предлагают лишь умеренные улучшения по сравнению с GPS 2, такие как повышение точности до 1–3 метров. Это меньше того, что может дать Galileo. За GPS 3 в конечном итоге последует GPS 3F, который, как ожидается, предоставит дополнительные возможности, такие как первая полностью цифровая навигационная полезная нагрузка. Однако завершение GPS 3F может затянуться до середины 2030-х годов.
Военная система ПНС следующего поколения, известная как NTS-3, все еще находится только на этапе исследований и разработок, а первый испытательный спутник будет развернут не раньше конца этого года. Пока неясно, сколько времени пройдет, прежде чем NTS-3 заработает на полную мощность.
Преимущества BeiDou перед GPS
Имея на орбите 56 спутников, китайская BeiDou теперь почти в два раза больше GPS. Здесь имеется более чем в десять раз больше станций мониторинга, многие из которых находятся в развивающихся странах.
Большой обхват BeiDou является решающим преимуществом перед GPS. В отчете Белферовского центра отмечается, что более крупная группировка BeiDou обеспечивает большую доступность данных ПНС и, в некоторых случаях, большую точность во многих регионах мира. Это особенно актуально для развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, которые исторически недостаточно обслуживались GPS. В 2020 году Nikkei Asia сообщила, что BeiDou «затмевает» GPS в 165 странах.
У Китая также есть амбициозные планы по дальнейшему повышению точности, безопасности и надежности BeiDou, отчасти за счет запуска группировок на низкой околоземной орбите (НОО), а также путем внедрения новых инерциальных датчиков и будущих технологий, таких как квантовая навигация.
Риски превосходства спутниковой навигации за пределами США
В то время как США и Европа придерживаются более совместного подхода к GNSS, Китай рассматривает это как игру с нулевой суммой, связанную с его более широкой геополитической стратегией.
Как отмечают многие международные организации, BeiDou в настоящее время является важнейшим элементом китайской инициативы «Пояс и путь», целью которой является усиление влияния мягкой силы страны, технологического лидерства и экономических отношений в ключевых регионах в ущерб ее конкурентам.
С точки зрения США, так называемый «Космический шелковый путь» Китая, или космический информационный коридор, представляет значительные риски. Основная проблема заключается в том, что, вытеснив GPS в качестве доминирующей глобальной службы спутниковой навигации, BeiDou подорвет политическое и экономическое влияние Америки в ключевых регионах. Установление доминирования GNSS укрепит влияние Китая на глобальную инфраструктуру, создавая новую и более сильную зависимость от китайских технологий, инфраструктуры, услуг и дипломатии в различных регионах. Поскольку технологии, интегрированные в BeiDou, все больше внедряются в инфраструктуру и экономику страны, влияние Китая будет возрастать за счет влияния США. В будущих дипломатических, торговых или военных спорах такие страны будут более уязвимы для запугивания. Китай может пригрозить отрезать доступ к этой жизненно важной услуге, что может оказать существенное влияние на возможности спутниковой навигации страны, особенно если она не использует инфраструктуру с множественными группировками. США уже теряют влияние в ключевых стратегических регионах, таких как Африка, где усиливается конкуренция великих держав по таким вопросам, как редкоземельные минералы.
США также обеспокоены тем, что Китай может использовать BeiDou в качестве платформы для ведения шпионажа и другой вредоносной деятельности внутри этих стран. Хотя сама спутниковая система вряд ли будет использоваться таким образом, существует потенциальный риск при использовании приемников и другого оборудования китайского производства. Ключевой частью китайской системы BeiDou является установка китайских наземных станций мониторинга и опорных станций непрерывного действия, особенно в развивающихся странах. Согласно отчету Белферовского центра, 11 стран к югу от Сахары уже получили китайские опорные станции, а еще четыре страны (Саудовская Аравия, Пакистан, Индонезия и Мьянма) разрешили установку. Эти наземные системы и взаимосвязанные китайские GNSS-приемники теоретически могут содержать бэкдоры и другие вредоносные возможности, которые могут быть использованы правительством Китая (или, чтобы обеспечить правдоподобное отрицание, его компаниями) для шпионажа, наблюдения, кражи данных, вмешательства и кибератак.
Америка переживает поворотный момент, связанный с расколом GNSS и ростом конкурента GPS в Китае. Если прогресс BeiDou не будет учтен GPS или какой-либо другой службой США, это окажет существенное влияние на американскую глобальную мягкую силу и роль США в определении стандартов и нормотворчества для ключевых новых технологий.
Хотя США предпринимают усилия по обновлению GPS, они уже находятся в явно невыгодном положении по сравнению с BeiDou с точки зрения глобальной доступности данных ПНС, и вскоре они могут отстать от BeiDou по общей точности, мощности сигнала и безопасности. В то время как у США действительно растет число коммерческих партнеров со спутниками связи на околоземной орбите, которые могут стать эффективной альтернативой GPS, у использования коммерческой GPS вместо общедоступной GPS есть явные недостатки, наиболее важным из которых является стоимость. Если США не предпримут быстрых шагов по установлению приоритета инноваций в области GPS, технологический баланс сил может сместиться в сторону Китая.
Космическая компания SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска предпринимает решительные шаги для прекращения незаконного использования своей спутниковой интернет-системы Starlink. По информации издания The Wall Street Journal, пользователи в таких странах, как Судан и Зимбабве, уже получили уведомления о скором отключении доступа к сервису. Эти меры ожидаются уже к концу текущего месяца.
Военный сайт Breaking Defence цитирует Стивена Уайтинга из Космического командования США, который сказал, что Китай за последние шесть месяцев обратился к США “по двум вопросам, о которых они хотели поговорить с нами , связанных с космической безопасностью”.
В понедельник, 15 апреля, Швейцария стала 37-й страной, подписавшей "Соглашения Артемиды" в штаб-квартире NASA в Вашингтоне, подтвердив тем самым свою приверженность устойчивому и полезному использованию космоса для всего человечества. "Сегодня мы отметили гигантский скачок вперед в партнерстве между Соединенными Штатами и Швейцарией, — сказал администратор NASA Билл Нельсон. "Приветствуя вас в семье Соглашений Артемиды, мы расширяем наши обязательства исследовать неизвестное открыто и мирно. Открытия укрепляют добрую волю на Земле, и мы рады распространить общие ценности и принципы наших стран на космос".
Компания Sierra Space представила радикально новую концепцию доставки грузов с околоземной орбиты — ожидается, что система Ghost поможет достигать любой точки планеты всего за 90 минут с момента получения запроса.
9 апреля в США состоялся последний в истории пуск ракеты-носителя тяжелого класса Delta IV Heavy компании ULA (United Launch Alliance, совместное предприятие концернов Boeing и Lockheed Martin). В 16-й по счету миссии она вывела на орбиту американский разведывательный спутник. Изначально пуск был запланирован на 28 марта, но его отменили по техническим причинам, а затем перенесли на апрель.
Сразу три компании были отобраны NASA для создания лунного автомобиля. Эти машины астронавты будут использовать для перемещения по поверхности Луны, перевозки грузов и проведения исследовательских работ. Проект lunar terrain vehicle (LTV) стал одной из частей большой лунной программы NASA Artemis («Артемида»).
Американский предприниматель и миллиардер, основатель SpaceX Илон Маск заявил, что его компания сможет доставить людей на Луну в течение пяти лет. Об этом он заявил в интервью предпринимателю Николаю Тангену, опубликованному в социальной сети X.
Сегодня компания SpaceX осуществила первый запуск в рамках программы Bandwagon, доставив в космос 11 коммерческих и военных спутников. В отличие от программы Transporter по совместному запуску полезной нагрузки в космос, в рамках которой космические аппараты выводятся на солнечно-синхронные орбиты, обычно используемые спутниками дистанционного зондирования, Bandwagon предназначена для отправки полезной нагрузки на низкие околоземные орбиты с наклонением около 45°.
Японская корпорация Mitsubishi стала партнером проекта космической станции Starlab. Японская компания стала полноправным партнером компании Starlab Space LCC, управляющей проектом, который теперь является совместным предприятием Voyager Space, Airbus Space and Defence и Mitsubishi Corporation.
Американское агентство NASA выбрало трио компаний, которые будут разрабатывать для него новый луноход. Помимо неугасающей славы и щедрой финансовой поддержки партнеров, они также предлагают возможность использовать ровер для собственной коммерческой деятельности, когда он не будет пилотируемым