Обнародованы результаты расследования инцидента с ракетой-носителем (РН) RS1 компании ABL Space Systems, в результате которого компания потеряла как сам носитель, так и часть оборудования стартового комплекса. Во время статических огневых испытаний 19 июля 2024 года из-за утечки топлива начался пожар, который несмотря на все усилия потушить не удалось.
В ходе испытаний были запущены двигатели E2 первой ступени ракеты-носителя RS1, но спустя всего полсекунды они были выключены. Причиной послужило низкое давление в одном из двигателей. В компании считают, что это было обусловлено неисправностью датчика давления.
Казалось бы, можно заменить дефектный датчик и продолжить тесты, однако что-то пошло не так... Двигатели выключились, но спустя некоторое время под днищем ракеты вспыхнуло пламя. Это произошло из-за утечки топлива сразу из двух двигателей. Пожар локализовали, но справиться с ним получалось. Не помогли ни вода, ни системы тушения с помощью инертного газа.
Ситуацию усугубило то, что стартовая площадка на острове Кадьяк на Тихоокеанском космическом комплексе на Аляске не имеет собственного водоснабжения. Для борьбы с огнем используются мобильные резервуары. Их емкости хватило лишь на одиннадцать с половиной минут. После этого огонь распространился по площадке, уничтожая ее оборудование.
Проведенное изучение двух двигателей, послуживших источником пожара, выявило «значительную эрозию» их топливных инжекторов и гильз, что, по всей видимости, является признаком нестабильностью процесса сгорания топлива в них. По словам компании, подобное явление было зафиксировано всего лишь в одном из более чем трехсот испытаний двигателя Е2, и тогда посчитали, что причина кроется в другом.
Стоит отметить, что данный инцидент случился спустя 18 месяцев после попытки первого старта ракеты RS1. Тогда носитель через 10 секунд после запуска потерял мощность и рухнул обратно на стартовую площадку. После этого была переработана конструкция стартовой установки и сам носитель. Новая версия ракеты, потерянная 19 июля называлась RS1 Block 2 и имела тягу, увеличенную на 20% по сравнению с исходным вариантом. Это было достигнуто за счет увеличения с 9 до 11 количества двигателей первой ступени. Также на 20% было увеличено и количество топлива.
Пока компания ABL Space Systems не называет предполагаемые сроки новой попытки запуска своего носителя, но отмечает, что очередная ракета RS1 «находится в стадии производства».
Учёные NASA впервые дистанционно провели эксперимент по измерению квантовых состояний ультрахолодных атомов. Благодаря невесомости установленный на борту МКС квантовый прибор получил невообразимую чувствительность, что позволяет измерять, например, перемещение масс воды и льда в земных океанах. Первым измерением установки стали неуловимые иным способом вибрации космической станции. Прибор засёк, как она дрожит в своём движении по орбите.
Экипаж Boeing Starliner вернется с Международной космической станции (МКС) на Землю только в феврале 2025 года, при этом само судно вернут без экипажа, сообщил глава NASA Билл Нельсон.
Подготовка к туристической экспедиции Polaris Dawn выходит на финишную прямую: компания SpaceX провела предстартовые испытания ракеты, которая должна будет завтра вывести четырех непрофессиональных астронавтов на высокоэллиптическую орбиту. После этого в полутора тысячах километров от Земли, за радиационным поясом Ван Аллена, будет впервые реализован «коммерческий» выход в открытый космос.
Nokia и Axiom Space интегрируют возможности высокоскоростной сотовой связи 4G/LTE в новый лунный скафандр, или как называет его производитель «модуль внекорабельной мобильности» (Axiom Extravehicular Mobility Unit, AxEMU). Заявлена поддержка трансляции HD-видео, телеметрических данных и голосовых звонков на расстояние в несколько километров. Это позволит участникам лунной миссии Artemis III транслировать видео и общаться с диспетчерами на Земле прямо с Луны.
Двое астронавтов корабля Starliner компании Boeing, прибывшие на МКС ещё в июле, могут остаться на борту станции на неопределённый срок, и начало 2025 года уже упоминалось. Решение этого вопроса NASA снова перенесло.
Американская компания Apex Space, специализирующаяся на изготовлении платформ для космических аппаратов, анонсировала свою новейшую разработку — спутниковую платформу GEO Aries, предназначенную для задач на геостационарной орбите (GEO). Данная платформа представляет собой улучшенную версию существующей модели Aries и была разработана для удовлетворения специфических нужд миссий на GEO, таких как связь, визуализация и прочие подобные приложения.
Компания Intuitive Machines сообщила на днях, что начала собирать группу компаний для доставки отменённого NASA лунохода VIPER на Луну. Луноход VIPER считается важным элементом программы возвращения людей на спутник — он будет искать водяной лёд в кратерах южного полюса Луны. Отмена его миссии станет ударом по программе, если частная инициатива не подхватит этот проект из слабеющих от сокращения бюджета рук NASA.
Исследователи из Стэнфорда успешно провели первое в истории испытание на орбите прототипа системы, позволяющей «рою» спутников осуществлять автономную навигацию, используя только визуальные данные.
Американская компания SpaceX собирается организовать еще один туристический полет в космос — на этот раз он будет предполагать первый в истории пилотируемый облет полюсов Земли. На борт корабля Crew Dragon взойдут четверо непрофессиональных астронавтов, которым предстоит наблюдать за полярными регионами нашей планеты с высоты около 450 километров. Полет намечен на конец текущего года, а перед этим SpaceX запустит экспедицию Polaris Dawn — в рамках нее туристы впервые совершат выход в открытый космос.
На Луне планируют построить «уличные фонари», которые будут выше Статуи Свободы. Частная компания Honeybee Robotics, входящая в состав Blue Origin Джеффа Безоса, получила финансирование от правительства США на реализацию этого амбициозного проекта. Основной целью этих фонарей является освещение лунной поверхности, что важно для будущих лунных миссий и исследований.