Человечество вновь устремило свой взор к Луне, стремясь оставить на её поверхности не только следы, но и заложить фундамент будущих лунных баз. Амбициозная программа Artemis, призванная вернуть людей на спутник Земли, столкнулась с первыми серьезными испытаниями. Недавний отчет NASA выявил ряд проблем, которые могут поставить под угрозу безопасность пилотируемой миссии Artemis II и заставить пересмотреть сроки амбициозного проекта.
Центральной проблемой, обозначенной в отчете, являются повреждения теплового щита корабля Orion, обнаруженные после беспилотного полета Artemis I. Более сотни трещин и сколов на поверхности щита — это не просто технический дефект, а потенциальная угроза для жизни экипажа. Ведь именно этот щит защищает капсулу от адского пекла при входе в атмосферу Земли на скорости, превышающей 40 000 км/ч. Специалисты NASA сравнивают этот процесс с контролируемым падением метеорита. Представьте, что космический корабль — это огненный шар, несущийся сквозь плотные слои воздуха. Температура на поверхности щита достигает 2760 градусов Цельсия — достаточно, чтобы расплавить сталь. Любая трещина, любой скол может стать фатальным, превратив триумфальное возвращение в катастрофу. NASA прекрасно осознает риски и активно работает над решением проблемы. Инженеры рассматривают различные варианты, от корректировки траектории входа в атмосферу до полного редизайна теплового щита. Однако каждый из этих путей сопряжен с собственными рисками и неопределенностью. Несмотря на выявленные проблемы, NASA не собирается отказываться от своих планов. Астронавты, готовящиеся к полету на Artemis II, выражают полное доверие команде инженеров и уверены, что все технические сложности будут преодолены. «Мы знаем о рисках, но мы также знаем, что NASA делает все возможное, чтобы обеспечить нашу безопасность», — заявил Виктор Гловер, один из членов экипажа Artemis II. Повреждения, полученные тепловым щитом во время Artemis I, могут показаться незначительными, но при пилотируемом полете, где на кону стоят человеческие жизни, уровень риска возрастает многократно.
Во-первых, даже небольшие трещины и сколы могут привести к неравномерному распределению тепла и возникновению «горячих точек», что способно разрушить структуру щита.
Во-вторых, отколовшиеся фрагменты могут повредить другие части корабля, например, парашютную систему, что сделает посадку невозможной.
Наконец, Artemis I была беспилотной миссией, и некоторые риски были оправданы. С экипажем на борту допустимый уровень риска существенно снижается, требуя большей надежности и безопасности всех систем.
Разработка ядерной энергетической установки, которую Россия собирается отправить на Луну в 2033-2035 годах для совместной с Китаем научной лунной станции, уже началась, сообщил РИА Новости гендиректор "Роскосмоса" Юрий Борисов.
Возвращение американцев на Луну в рамках экспедиции Artemis III находится под угрозой срыва. По планам NASA, высадка астронавтов на Южном полюсе спутника Земли состоится уже в сентябре 2026 года, но реальность (и здравый смысл) указывают на менее оптимистичный сценарий. Дело в том, что специалисты агентства до сих пор не решили проблему с системой теплозащиты космического корабля Orion, который будет задействован как в Artemis III, так и в предшествующей ей Artemis II. Если дефекты не устранят вовремя, то сроки реализации обеих экспедиций могут сдвинуться на годы.
"Окно" для полета в космос в рамках организуемой американской Virgin Galactic миссии Galactic 07 откроется 8 июня, говорится в пресс-релизе компании.
Американский космический корабль Crew Dragon, на борту которого находился российский космонавт Александр Гребёнкин, 2 мая пристыковался к верхнему узлу МКС, сообщили в пресс-службе «Роскосмоса».
Россия может при желании присоединиться к возглавляемой США программе Artemis по сотрудничеству в космосе. Об этом заявила заместитель директора Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства Памела Мелрой, выступая в вашингтонском центре "Меридиан".
Национальное космическое управление Китая (CNSA) представило видео, иллюстрирующее концепцию проекта Международной лунной исследовательской станции (ILRS). Эта инициатива призвана развернуть обитаемую базу на Луне в течение следующих нескольких десятилетий. Презентация состоялась 24 апреля в рамках ежегодного празднования Дня космоса в Китае.
2 мая вокруг Международной космической станции развернется настоящая спецоперация: капсула SpaceX должна переместить стыковочный модуль, чтобы освободить место для корабля Boeing Starliner.
Телескоп ART-XC им. М. Н. Павлинского, установленный на борту космической обсерватории "Спектр-РГ", завершил очередной обзор неба в рентгеновском диапазоне. Об этом сообщили в Институте космических исследований (ИКИ) РАН.
Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб завершили работы в открытом космосе, вернувшись на борт Международной космической станции (МКС) на два часа раньше запланированного времени, сообщили в "Роскосмосе".
Экипаж Международной космической станции обнаружил устойчивую к лекарствам бактерию. Самое удивительное то, что астронавты не имеют представления, как она попала на борт. Исследователи подтвердили находку, которая может привести к дальнейшему выращиванию более выносливых бактерий, способных противостоять лекарствам.