Посадочный модуль Vega 2 был идентичен зондам Venera с 9 по 14 и аналогично преследовал две цели: изучение атмосферы и изучение поверхностной коры. Посадочный модуль состоял из полусферического изолированного сосуда высокого давления, установленного с амортизаторами на деформируемом посадочном кольце. На верхней части сосуда высокого давления находился дискообразный аэробрейк, который также служил отражателем для цилиндрической стационарной антенны связи над ним. Спускаемый аппарат удерживался во время полета к Венере и входа в атмосферу в изолированной теплозащитной сфере диаметром 240 см, состоящей из верхней и нижней полусфер, соединенных негерметично. Контрольно-измерительные приборы В дополнение к приборам для измерения температуры и давления спускаемый зонд нес УФ-спектрометр ISAV для измерения второстепенных компонентов атмосферы, гигрометр VM-4, предназначенный для измерения концентрации H2O, аэрозольный анализатор IPF, спектрометр размера частиц ISAV-A/нефелометр и другие приборы для определения концентрации H2O в атмосфере. химический состав конденсированной фазы: газофазный хроматограф Sigma 3; рентгеновский спектрометр BDRP-AM25 для наблюдения за флуоресценцией зерен или капель; и малахитовый масс-спектрограф, измеряющий химический состав зерен или капель. Рентгеновский спектрометр разделял зерна в соответствии с их размерами с помощью лазерного устройства формирования изображения, в то время как масс-спектрограф разделял их в соответствии с их размерами с помощью аэродинамического инерционного сепаратора. После приземления небольшой образец поверхности вблизи зонда должен был быть собран буровым устройством и проанализирован гамма-спектрометром GS-15-SCV и рентгенофлуоресцентным спектрометром. УФ-спектрометр, масс-спектрограф и приборы для измерения давления и температуры были разработаны в сотрудничестве между французскими и советскими исследователями. Данные, собранные приборами, были переданы на космический аппарат "Вега-2" и ретранслированы на Землю. Описание миссии Спускаемый аппарат отделился от космического аппарата "Вега-2" за два дня до прибытия на Венеру и вошел в атмосферу планеты по наклонной траектории, без активных маневров, как это делалось в предыдущих миссиях "Венеры". (Затем пролетающий космический аппарат был перенацелен с использованием гравитационной поддержки Венеры для перехвата кометы Галлея в марте 1986 года.) После отделения от космического аппарата "Вега-2" спускаемый аппарат вошел в атмосферу Венеры 15 июня 1985 года в 01:59:30 по восточному времени со скоростью 10,80 км/с с углом входа 19,08 градуса. Пилотный парашют был раскрыт в 02:00:05 по восточному времени на высоте 65 км, а тормозной парашют раскрылся через 11 секунд на высоте 64,5 км. В это время сработала верхняя теплозащитная полусфера, а нижняя - через 4 секунды на высоте 64,2 км. В верхней полусфере находилась система раскрытия аэростатов на воздушном шаре. Парашют был выпущен в 02:09:15 на высоте 47 км. После этого посадочному модулю было разрешено совершить аэробрейкинг в плотных слоях атмосферы Венеры, при этом тормозные устройства минимизировали вибрации и вращение и обеспечивали устойчивость. Тороидальная система, аналогичная той, что установлена на Венерах 13 и 14, была разработана для поглощения ударов при приземлении. Спускаемый аппарат совершил посадку в 03:00:50 по восточному времени 15 июня 1985 года на 8,5 С, 164,5 в.д. в восточной части Земли Афродиты. Высота места приземления была на 0,1 км выше среднего радиуса планеты. Измеренное давление в месте посадки составило 91 атм, а температура - 736 К. Было обнаружено, что образец поверхности представляет собой анортозит-троктолит. Воздушный шар измерил нисходящие порывы ветра в 1 метр/с и обнаружил горизонтальный ветер скоростью до 240 км/ч. Аэростаты на воздушном шаре В дополнение к зонду спускаемого аппарата после входа в атмосферу из верхней теплозащитной полусферы на высоте 54 км был задействован аэростат с приборами постоянного давления. Воздушный шар отделился от полусферы, развернул двухступенчатый парашют, а затем развернулся и надулся. Воздушный шар диаметром 3,4 метра поддерживал общую массу 25 кг. Полезный груз весом 5 кг висел в подвешенном состоянии на глубине 12 метров под воздушным шаром. Он парил на высоте примерно 50 км в среднем, наиболее активном слое трехъярусной облачной системы Венеры. Данные с аэростатных приборов передавались непосредственно на Землю в течение 47 часов полета. (Срок службы батарей составлял 60 часов.) Бортовые приборы должны были измерять температуру, давление, вертикальную скорость ветра, видимость (плотность и размер местных аэрозолей), уровень освещенности и обнаруживать молнию. Интерферометрия с очень длинной базовой линией использовалась для отслеживания движения воздушного шара, чтобы определить скорость ветра в облаках. Отслеживание должно было осуществляться сетью из 6 станций на территории СССР и сетью из 12 станций, распределенных по всему миру (организованной Францией и сетью глубокого космоса НАСА). Через два дня воздушный шар вошел в дневную сторону Венеры, расширился и лопнул из-за солнечного нагрева. Изображение вверху страницы только в иллюстративных целях, не обязательно в общественном достоянии.
Аксенов дважды летал в космос — в 1976 и 1980 годах, на кораблях «Союз-22» и «Союз Т-2». Во время второго полета была осуществлена первая в мире стыковка в ручном режиме
В кратчайшие сроки консолидировав колоссальные экономические ресурсы и обобщив немецкий ракетостроительный опыт в послевоенный период, к началу 1950-х Советский Союз успешно создал свою ракетную отрасль.
ПодробнееЖители нашей страны старшего поколения наверняка помнят напряженную обстановку 1980-х годов прошлого века, когда американцы объявили о старте программы «Звездных войн» (СОИ). В рамках этой программы планировалось запустить спутники на околоземную орбиту, которые могли бы сбивать советские баллистические ракеты. Советское руководство не могло оставить без ответа этот вызов, и в стране началось создание космического истребителя спутников под кодовым наименованием "Скиф".